Немиря Різанович Невмержицький d. 1454

Из пројекта Родовид

Особа:893999
Рођени род Невмержицькі
Пол мушки
Цело име (рођено) Немиря Різанович Невмержицький
Родитељи

Piotr Riezan Hryckiewicz [Hryckiewiczowie]

Вики-страница wikipedia:uk:Немиря_Рязанович

Догађаји

Рођење једног детета: Абрам Немирів син Немирич Немирич [Немиричі]

Рођење једног детета: Євстафій Немирич Немирович [Немировичі]

Рођење једног детета: Яків Война Немирич Яцько Немирович [Немировичі]

Свадба: Ганна [?]

1454 Смрт: Велике князівство Литовське

Напомена

Немиря Рязанович (Рeзанович), званий Яків-Война (*? — † початок 1460-х) — державний та військовий діяч ВКЛ. Одна з перших згадок про нього — 1415 року в грамоті князя Свидригайла для костелу Пречистої Діви Марії в Жидачеві, де він згаданий свідком надання фундушу. Леонтій Войтович вважає дату помилковою, бо Свидригайло Ольгердович тоді знаходився в Крем'янецькій тюрмі.

Наприкінці 1453 року як луцький староста разом з Олізаром Шиловичем правдоподібно став на чолі волинських боярів, які виступали проти ВКЛ. Був одружений з княжною Марією Степанською, ймовірно, донькою князя Михайла Степанського; вдова по його смерті вийшла за князя Семена Васильовича Несвіцького-Збаразького. Донька Марія була дружиною князя Чорторийського Михайла Васильовича. В 1460 році отримав від князя Лева Свидригайла село Бубнів (тепер Володимир-Волинський район).

Среди некоторых сторонников концепции происхождения Левковских от волынских бояр Немир Резановичей (Иван Левковский) существует мнение о тождественности не только Немири — родоначальника Невмержицких с луцким старостой Немирей Резановичем, а эта тождественность касается и Лариона Велавского — родоначальника Левковских с родным братом Немири Резановича, членом рады князя Свидригайла, маршалком Волынской земли — Казарином (Иваном) Резановичем. Другими словами Ларион Велавский и Казарин Резанович — это одно лицо.

Ещё в 1530 году Велавские, якобы цитируя этот документ, в то же время признаются, что грамота Лариону Валавскому погибла («нижли, дей, тот лист был в нихъ зъгинулъ») и в объявлении дворян Левковских от 18 декабря 1649 года в перечне уничтоженных казаками документов, на пергаменте писаных она не упоминалась, а ведь настоящий предок Левковских и все его родственники были замешаны в малоизвестном, так называемом волынском заговоре 1453 года, за что и пострадали почти все бояре Велавские от князя Семёна Киевского. Позднее, опасаясь негативных последствий со стороны королевской власти в процессе подтверждения их в шляхетстве и желая скрыть этот эпизод, Левковские и не называли настоящее имя своего родоначальника, а лишь монашеское «Иларион» или «Ларион», как производное от светского «Иван».[192] Так, привилеями 1449 года Казимир Ягеллончик и паны литовские хотели использовать Немир Резановичей в деле присоединения Волыни к Литве. Кроме того, сам Свидригайло рекомендовал Немире отдать Луцк в руки литовцев по своей кончине. В соответствии с определёнными ритуалами, Немира Резанович вместе с другими панами волынскими сложил присягу перед послами литовскими и по смерти Свидригайла (10 II 1452) отдал Луцк литовцам. Затем, вместе с Маскем Гулевичем, Пешком и Федьком Козловским, Немира Резанович сопровождал тело умершего князя в Вильну. В связи с этим участвовал в дискуссиях с панами литовскими по поводу автономии Волыни в составе Великого княжества Литовского. Вскоре, однако, Немир Резановичи разочаровались в литовской правительственной политике и, якобы вместе с Олизаром Шиловичем (по словам Галецкого загадочный «Сетритчке» и был Олизаром Шиловичем) организовали заговор с целью присоединения Волыни к Короне. Заговор был раскрыт в конце 1453 года, и литовцы вывезли и посадили Немиру Резановича в тюрьму в Вильнюсе. Вероятно, он вышел из тюрьмы в ближайшее время, потому что Казимир IV не собирался наказывать его, и не конфисковал у него жодных добр. Немира Резанович умер вскоре после 31 декабря 1453 года. Литовцы преднамеренно уничтожили все первоисточники по этому делу, но чудом сохранилось лишь одно письмо ливонского министра литовскому военному министру от 31 декабря 1453 года, в одной из частей которого об этом сказано:

«Стало известно в Риге, что какой-то „Сетритчке“, который в то время был на Луцку, а теперь со старостой луцким сидят в тюрьме в Вильне, спланировали были заговор для того, что бы отдать Луцк татарам, хотя некоторые утверждают, что намерением заговорщиков была передача Луцка полякам. Далее министр добавляет, что король хотел бы их выпустить с тюрьмы, но Гаштольд хочет, что бы они понесли заслуженную кару».

В связи с этими событиями, не выглядит странным и то, что в своём предсмертном завещании 1455 года Яков Война Немирич не указывает не только своих братьев, но и детей, хотя это не говорит о том, что их не было, а почти всё имущество отписывает своей сестре Марии, которая замужем за князем Чарторыйским из литовского правящего рода Гедиминовичей. Князь Семён Киевский был отобрал отчизну не только в Давыда Велавского и его детей за участие в заговоре, а и в других овручских Немиричей (предположительно в брата Якова — Осташка, и в их близких Максима и Василия в Левковичах-Невмиричах). Ведь, князь Семён был женат на Марии Гаштольд, дочери воеводы виленского Яна Гаштольда, который выступал за строгую кару для заговорщиков. Видимо, и поэтому в 1454—1455 годах, во время конфликта Великого княжества Литовского с Королевством Польским, антипольски настроенная часть литовской элиты во главе с Яном Гаштольдом рассматривала Семёна, как кандидата на престол. Так, в 1476 году «Продажная запись Опанаса Бабины-Хмелевского Волчку Жасковскому на им. Хмелевъ» называет среди свидетелей, как Волчка Жасковского (сына сестричны Немири Резановича — Фетиньи Немирич и Костюшка), так и Войну Немерича — боярина Владимирского повета, одного из вероятных сыновей Якова Войны Немирича. Очевидно, что именно этого «пана Егорья Немерича покревного мого» называет Роман Олизар Волчкевич в своём тестаменте. Среди пожалований Казимира (сер. 15-го века) есть следующие: 1. Яцку Немировичу Волбыревъ[196] и 2. Яцку Немировичу у Володимери потверженье на Летынъ а Моковичи, а под Перемылемъ Шибеное.[197] (Волбырев или по другому Ульбаров — это современное село Нагорное Дубенского района на восток от Луцка. Летынъ — это современный Литин Турийского района Волынской области, находится недалеко от Ставка, а также Вербы и Блаженика. Моковичи — это село Турийского района Волынской области, возле Озерян. Шибеное — это современное село Шибин Ровенская область). Как уже сам Яцко Немирич, названый Немира Летыньский, а также Немира Толпыженский[198], так и его потомки теряют свой патроним «Немирич», а вместо него приобретают топонимические прозвища, как например, «Яцко Литинский», который упоминается в 1545 году при ревизии замков Владимирского и Луцкого или «Василий Юцкевич съ Моковичъ» в 1545 году[200], а также «Яцко Шибенский з Шибеного», 1569 год.[201] Польский историк В. Семкович прямо называет Яцка Немировича братом Якова Войны Немирича: «W Metryce Litewskie zjawia się nadto w połowie XV. w. Jacko Niemirowieź, który o ile nie jest identyczny z Jakubem, jest zapewne bratem jego, otrzymuje bowiem nadania : królewskie na Wołyniu, w okolicy Krzemieńca, Włodzimierza i Peremyla, tam gdzie: Niemira i Kozaryn posiadali swe dobra».


Од прародитеља до унучад

Родитељи
Родитељи
 
== 2 ==
Немиря Різанович Невмержицький
Свадба: Ганна
Смрт: 1454, Велике князівство Литовське
== 2 ==
Деца
Деца
Унучад
Maria Niemirzyc (Czartoryska)
Рођење: 1466
Смрт: 1505
Унучад

Остали језици