Лилиана Сергеевна Розанова (Сахарова) b. 29 децембар 1931 d. јануар 1969

Из пројекта Родовид

Особа:763506
Рођени род Розановы
Пол женски
Цело име (рођено) Лилиана Сергеевна Розанова
Друга презимена Сахарова
Друга имена Ляля
Родитељи

Сергей Григорьевич Розанов [Розановы] b. 7 септембар 1894 d. 9 јануар 1957

Александра Иосифовна Гроссман (Розанова) [Гроссман] b. 1904 d. 1986

Вики-страница wikipedia:ru:Розанова, Лилиана Сергеевна

Догађаји

29 децембар 1931 Рођење: Москва, РСФСР, СССР

Рођење једног детета: Дмитрий [?]

јануар 1969 Смрт: Москва, РСФСР, СССР

Напомена

Лилиана Розанова (1931-1969) московская писательница, журналистка и поэтесса.

Дочь С. Г. Розанова (1894-1957), — выдающегося советского детского писателя, автора одной из лучших повестей для детей середины ХХ в., — «Приключения Травки».

Выпускница биофака Московского университета (1954). Была ключевой фигурой общественной жизни биофака (самодеятельность, агитпоходы) с 1950-х до первой половины 1960-х годов. Объединяла сотни людей, обладала даром «индуцировать таланты». Кандидат биологических наук. Работала в лаборатории МГУ, сотрудничала в редакции журнала «Знание-сила». Находилась у истоков неформального песенного движения «бардов» в СССР. Автор текстов песен, исполнявшихся во время гастролей молодёжных агитбригад. Автор сценариев молодёжного «креатива» в т. н. «художественной самодеятельности». Современники отметили удивительный талант поэтессы к собиранию и организации вокруг себя творчески продуктивных коллективов талантливых людей.

В литературе осталась автором всего двух сборников: «Процент голубого неба» и «Три дня отпуска». Второй сборник оказался мемориальным. Из-за ранней кончины творчество молодой писательницы не успело развернуться во всю силу её дарования. Фантастика занимает в творчестве Л. Розановой небольшое, но заметное место. Три рассказа и сказка. Казалось бы, совсем немного. Но уже один-единственный её рассказ, — «Предсказатель прошлого», — наверняка мог бы стать началом целого авторского направления фантастики…

Семейство Розановых увлекалось литературным творчеством. Старший брат С. Г. Розанова, — Михаил Григорьевич (1888-1938) — известный писатель и драматург, писавший под псевдонимом Н. Огнев. Тему фантастики развивала в своём литературном творчестве и дочь С. Г. Розанова — самобытная писательница и поэтесса Лилиана Розанова.

Родилась Ляля под Новый Год, 29 декабря. Тридцать седьмой день рождения оказался для нее последним. Но до сих пор каждое 29 декабря каждого года собираются и/или перекликаются ее друзья разных лет, их со школы еще было много и все прибавлялось – отпраздновать этот день, вспомнить, попеть ее песни, повеселиться, поглядеть друг другу в глаза, подержаться за руки... Конечно – иных уж нет, а те далече, и с каждым годом ряды редеют. Но и прибавляются, с радостью убеждаюсь, – чудесным образом продолжают прибавляться у Ляли друзья! – через десятилетия, в новом веке, в других временах, других жизнях…

Почему так – увидите.

Изобильное, многогранное, многоцветное, искристо сияющее, как волшебный кристалл, творчество Ляли Розановой представлено у нас пока еще, конечно, не полностью. Что-то взято из двух ее книг (вторая – «Три дня отпуска», М.1973, собрана и напечатана усилиями друзей и Лялиной мамы, Александры Иосифовны); что-то – из хранящегося у меня. А сколько еще разбросано по разным печатным изданиям, по письмам родным и друзьям... Да, и письма Лялины – произведения литературного искусства, дары неистощимо щедрой души: там и чудесная проза встречается, и маленькие пьески, и прекрасные стихи, нигде не опубликованные, и уйма юмора и веселья. Интернет, этот великий демократ, коммунист, путаник и воришка, тоже, конечно, не прошел мимо: Лялины тексты можно найти здесь во множестве и под ее именем, и под чужими. А иной раз оказывается, что ее авторство вероятно, а точно не скажешь. К примеру, одна из популярных шутейно-студенческих песенок «Помнишь мезозойскую культуру» вошла в фольклор и кому только не приписывалась, включая и Лялю Розанову, и отца Александра Меня. В самом деле: отец Александр, тоже биолог по образованию, иногда пел эту песню на домашних вечеринках в собственных вариациях, чему и я был однажды свидетелем, и одна из его однокурсниц по Пушно-меховому институту, где он учился, утверждает, что именно юный студент Алик Мень и сочинил эту милую вещицу. Лялина же однокурсница по биофаку приводит достаточно убедительные, на мой взгляд, доводы, что автор – Ляля… (Подробнее – здесь). Забавно, что Ляле в интернете переадресовываются и некоторые стихи других авторов – в частности, мое «Любовь измеряется мерой прощения...», чему я тихо радуюсь: переадресовки такие – знаки живущей памяти.

Подробнее о жизни, судьбе и характере Ляли в конце ее страницы рассказывают трое из ее ближайших друзей: Дмитрий Сухарев, Галина Шевелева и ваш покорный слуга под псевдонимом Д. Леров. К особому жанру относится слово о Ляле Розановой Максима Кузнецова и Виктора Сакова. Это как раз к вопросу о прибавлении друзей…

Лялин отец – Сергей Григорьевич Розанов – был писателем, книжку которого «Приключения Травки» мы читали в детстве, и другом любимого нами Аркадия Гайдара, чьими книгами, учившими нас бескорыстной дружбе, любви к Родине, быть честными и отважными, мы буквально зачитывались. Естественно, что и Ляля знала произведения Гайдара.

А мама Ляли – Александра Иосифовна Гроссман – руководила драмкружком Дома Пионеров Фрунзенского района Москвы и часто помогала нам на Биофаке ставить спектакли. Думаю, что Лялино восприятие жизни, ее творческая активность и отношение к людям шли от этих замечательных людей. Лялька влюблялась, но часто без взаимности, и писала об этом грустные стихи, втихомолку плакала, тогда глаза ее становились печальными.

Два года (1953–1955) я была в одном с Лялей комсомольском бюро факультета – она секретарём, а я ответственной за культсектор. Кстати сказать, наш факультет занял в 1954 году первое место на смотре художественной самодеятельности МГУ, которое нам присудили за обозрение «Все – свои» о студенческой жизни, авторами и испонителями которого было множество наших ребят. После громкого успеха обозрения было решено написать настоящую пьесу о биологах. Авторский коллектив – Ляля Розанова, Митя Сахаров, Гарик Дубровский и Ген Шангин-Березовский – дружно принялся за работу. Примерно раз в 10–12 дней авторы, а также Ляля Хаджи-Мурат, именуемая «архивариусом», и я, собирались у кого-нибудь дома, часто у меня, зачитывали и обсуждали написанное, разрабатывали дальнейшее развитие сценария, распределяли, кто и что будет писать, выпивали за 6–7 часов работы бутылочку сухого вина – обычно «Баян-Ширей» (наверное, оно было одним из самых дешёвых) и расходились писать дальше. Было чрезвычайно интересно наблюдать за творческим процессом авторов, за их спорами и озарениями.

Переплетенный и подаренный мне участником пьесы Левой Москалевым экземпляр пьесы с трогательной над- писью: «Дорогой Ниночке в память о безвозвратно ушедшей молодости от Москалева Льва (Остапа) – исполнителя роли Лерочки. 1979 г.» хранится у меня до сих пор. О самой пьесе и ее исполнителях и об обозрении «Все – свои» я подробно написала в книге «Ты в сердце моем, Биофак». Пьеса на смотре 1955 года прошла «на ура», биофаковцам спектакль очень понравился и прошел несколько раз с неизменным успехом и не только на Биофаке. Но мы заняли на смотре только ТРЕТЬЕ место. До сих пор обидно, решение жюри кажется несправедливым. Для меня это самое яркое, памятное время. Рядом с Лялей и её друзьями жилось весело и приятно. Интересно и удивительно было видеть, как рождаются и воплощаются в жизнь новые идеи, как благодаря этому кипит и бурлит на факультете жизнь. Ляля была добрым и надёжным товарищем и другом, с ней можно было поговорить не только о делах, но и о «своём, девичьем». Можно было не только радоваться жизни, но и «поплакать в жилетку» в трудную минуту. B тот период мы с Лялей довольно часто бывали вдвоем. Помню, как однажды она осталась ночевать у меня, мы до глубокой ночи обсуждали какие-то наши факультетские дела, и вдруг она сказала, что хочет вступить в партию и спросила, как я к этому отношусь, достойна ли она. Еще бы! Конечно, да! Я могу только позавидовать, т. к. сама пока не считала себя достойной стать коммунистом.

У Ляли было больное сердце – осложнение после какой- то детской болезни (кори или скарлатины), что никак не отражалось на её активности, она не жаловалась. Работала много, с удовольствием, плодотворно. Ездила в командировки, встречалась с разными людьми, писала научные статьи, написала две книги очерков и рассказов и статьи в журналах. B 1968 году Ляле стало совсем худо, и она подолгу лежала в больнице. 29 декабря 1968 года ей разрешили уйти из больницы на день ее рождения, который она, собрав многих своих друзей, отметила дома, как оказалось, в последний раз.

B январе 1969 года ее не стало. Смерть Ляли потрясла нас, ей исполнилось всего 37 лет!

На панихиду, проходившую на Биофаке, собралось очень много людей – родственники, друзья, преподаватели и сотрудники факультета, выпускники факультета разных лет, сотрудники журналов, врачи больницы. Похоронили Лялю на Новодевичьем кладбище, где похоронен ее отец. Теперь там покоится вся семья Розановых – писатель Сергей Григорьевич, мама Ляли – Александра Иосифовна и сын Ляли – Митя. O Ляле есть прекрасный очерк «Жила-была Лялька», написанный Митей Сахаровым после смерти Ляли, он опубликован в книге «Ты в сердце моем, Биофак», изданной нами в 2005 году и посвященной 50-летию нашей самодеятельности.


Од прародитеља до унучад

Прародитељи
Прародитељи
Родитељи
Михаил Григорьевич Розанов (Огнёв)
Рођење: 26 јун 1888, Москва, Российская империя
Смрт: 22 јун 1938, Москва, РСФСР, СССР
Наталия Ильинична Сац
Рођење: 27 август 1903, Иркутск, Российская империя
Свадба: Сергей Григорьевич Розанов
Свадба: Николай Васильевич Попов
Свадба: Израиль Яковлевич Вейцер
Смрт: 18 децембар 1993, Москва, Россия
Сергей Григорьевич Розанов
Рођење: 7 септембар 1894, Москва, Российская империя
Свадба: Наталия Ильинична Сац
Свадба: Александра Иосифовна Гроссман (Розанова)
Смрт: 9 јануар 1957, Москва, РСФСР, СССР
Родитељи
 
== 3 ==
Лилиана Сергеевна Розанова (Сахарова)
Рођење: 29 децембар 1931, Москва, РСФСР, СССР
Смрт: јануар 1969, Москва, РСФСР, СССР
== 3 ==
Деца
Деца

Остали језици