Вальтер Терентий Дмитриевич Дерибас b. 28 март 1883 d. 28 јул 1938

Из пројекта Родовид

Особа:757215
Рођени род Дерибасы
Пол мушки
Цело име (рођено) Вальтер Терентий Дмитриевич Дерибас
Родитељи

Дмитрій Дерібас [Дерібаси]

Вики-страница wikipedia:ru:Дерибас,_Терентий_Дмитриевич

Догађаји

28 март 1883 Рођење:

Рођење једног детета: Андрей Терентиевич Дерибас [Дерибасы]

1910 Свадба: Нина Ивановна Рождественская (Дерибас) [Рождественские]

28 јул 1938 Смрт:

Напомена

Терентий Дмитриевич Дерибас (28 марта 1883 года, село Успенское, Екатеринославская губерния — 28 июля 1938 года, Расстрельный полигон «Коммунарка», Московская область) — деятель ВЧК-ОГПУ-НКВД, революционер, большевик, комиссар государственной безопасности 1-го ранга (26 ноября 1935 года).

Терентий Дмитриевич Дерибас родился 28 марта 1883 года в селе Успенское Екатеринославской губернии в семье зажиточного крестьянина-казака и еврейки.

В 1903 году закончил Кременчугское реальное училище, в 1904 году вступил в РСДРП. Принимал участие в революции 1905—1907 годов. Вёл пропаганду среди рабочих и казаков, руководил рабочей дружиной. Во время стычки с черносотенцами был ранен. В 1905 году был арестован и осуждён на три года ссылки в Туринский уезд Тобольской губернии, откуда бежал, а в 1907 году — в Обдорск-Салехард.

С 1911 по 1917 годы Дерибас работал бухгалтером, канцеляристом и чертежником в городе Троицке (Оренбургская губерния). Стал одним из организаторов Октябрьской революции в Оренбургской губернии, затем вёл борьбу за Советскую власть на Южном Урале. В том же году стал секретарём парткома.

В 1918 году был выбран на должности председателя и комиссара юстиции Оренбургской следственной комиссии. С сентября по октябрь того же года работал секретарём Уральской коллегии госконтроля. В ноябре 1918 года вступил в ВЧК и Красную армию, был начальником политотдела нескольких дивизий.

В 1920 году — председатель Павлодарского ревкома и бюро РКП(б), руководитель массовых расстрелов офицеров и классовых врагов в Павлодаре и Троицке. В декабре 1920 года Дерибас назначен заместителем уполномоченного 4-го отделения Секретного отдела ВЧК, с 1921 по 1922 годы работал начальником отделения Секретного отдела ВЧК. Принимал участие в подавлении контрреволюционных восстаний, в том числе Кронштадтского, Тамбовского.

25 мая 1923 года назначен начальником Секретного отдела ГПУ — ОГПУ СССР, а 30 июля 1927 года — первым помощником начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ. В 1929 году Дерибас переведён на Дальний Восток в качестве полномочного представителя ОГПУ, где руководил массовыми репрессиями.

В 1931 году стал членом коллегии ОГПУ-НКВД. С октября 1933 года руководил строительством силами заключенных Байкало-Амурской магистрали. 10 июля 1934 года назначен на должности начальника УНКВД на Дальнем Востоке и начальника Особого отдела ОКДВА. В том же году стал кандидатом в члены ЦК ВКП (б).

31 июля 1937 года Терентий Дерибас снят с поста, 12 августа арестован по обвинению «в шпионаже, сочувствии троцкизму и организации ряда заговоров в НКВД и Красной Армии». 28 июля 1938 года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Приговор приведён в исполнение в тот же день на полигоне «Коммунарка».

31 декабря 1957 года Дерибас был посмертно реабилитирован и восстановлен в партии.

Операция "Скрипачи" началась 25 декабря 1924 года. Именно в этот день начальник отдела ОГПУ СССР Терентий Дерибас получил шифровку из Киева, в которой говорилось: "Только лично. Совершенно секретно. Регистрации не подлежит. По разработке "Скрипачи". Об интернировании махновцев в Румынии.

Опять-таки из беллетристики нам известен финал профессиональной деятельности чекиста. А. Светланин в своей книге "Дальневосточный заговор" так описывает это событие: "По Приморскому краю "разнеслась самая оглушительная новость: на заседании бюро крайкома, по шифровке из Москвы, был обезоружен, скручен комиссар госбезопасности Терентий Дерибас! Мне приходилось видеть этого известного чекиста, о котором с похвалой отзывался еще Ленин, раза два на парадах. Это был совершеннейший заморыш и неправдоподобный карлик с бородкой Иисуса (он явно работал под Дзержинского). В его длиннополой шинели тяжелого драпа и шапке-буденовке, Дерибас казался игрушечным солдатиком. Просто не верилось, что это ничтожное существо может наводить ужас на население огромного края. Но наводило…".

Характеристику Терентия дополняет Лебедев: "…Дерибас был ярко выраженным вырожденцем. Карлик с огромными оттопыренными ушами, шелушащейся кожей и скрипучим фальцетом. Типичный садист, он ненавидел все и всех, не упускал случая причинить боль. Если коллегию ОГПУ считать ножом гильотины революции, то Дерибас был, безусловно, острием этого ножа".

Живописная страшилка, не правда ли? Классический образ злодея-недомерка в чекистской форме. Мы, впрочем, не намерены оспаривать неприятные душевные качества Терентия, хотя все тот же Письманик, например, запомнил Дерибаса как "очень энергичного, доброго и большого человека". И если мы предположим, что эпитет "большой" относится к высокой должности чекиста, то, вероятно, ошибемся. Поскольку автор Владимир Листов в своей книге "Комиссар Дерибас" (Москва, Воениздат, 1985 год), опираясь на воспоминания племянницы Дзержинского, описывает Дерибаса как человека "высокого роста" и даже как "детину". Передает он и другие слова племянницы, между прочим, работника центрального аппарата: "Мне неоднократно приходилось слышать, как Феликс Эдмундович разговаривал по телефону с товарищем Дерибасом. Я знала, что в чекистской среде Дерибас пользовался большим уважением, как авторитетный руководитель и хороший товарищ. Не раз я слышала, как Дзержинский советовал своим сотрудникам: "Поговорите с Дерибасом" и неоднократно говаривал, что Терентий Дмитриевич " в чекистской работе является профессором"…

Однако что это? Развивая тему "чекиста-каннибала", уже цитируемый нами Вадим Лебедев делает неожиданное сообщение: "Одесситы слишком часто подшучивали над историей, - замечает автор, - теперь история подшутила над одесситами. Дерибас был отпрыском известной в городе фамилии. Прапрадед чекиста строил Одессу".

Любопытно, что это не единственное свидетельство подобного рода. Например, Борис Ширяев в документальном романе "Неугасимая лампада", изданном в Нью-Йорке в 1954 году, намекая на дворянское происхождение большевика, указывает, что "Вальтер де-Рибас превратился в Терентия Дерибаса, чекиста"!

Обоих авторов вроде бы не назовешь пристрастными; с другой стороны, редкий публицист преодолеет искушение явить читателю сенсационное "открытие". Но вот что думает по этому поводу лицо, что называется, "заинтересованное". Биограф рода де-Рибас, дальний родственник адмирала де-Рибаса по материнской линии, ныне покойный Сергий Положенский пишет в письме своему племяннику Александру Сабиру-де-Рибасу: "… Имейте в виду (может, вы этого не знаете), что фамилия де-Рибас жестоко оскандалилась за последнее время, выдвинув из своей среды самого лютого чекиста, ставленника и ближайшего сподвижника-любимца самого Дзержинского. Историки описывают его как некую "лейденскую банку" зла, заряженную самим Сатаной. Он ненавидел все живое и старался напакостить каждому, кому только мог, а "мог" он очень многим. Его боялись даже прочие чекисты и, в конце концов, вынудили его к самоубийству. Сей "герой" приходится мне и вашему отцу приблизительно пятиюродным братцем, он потомок Феликса де-Рибаса".

В следующем письме Положенский развивает эту тему: "Благодаря кузине Виктории (Виктория Варрлих, урожденная Яхненко, - авт.) кое-что удалось связать между собой. От нея я вызнал, что брат ее деда имел дочь, знаменитую в свое время в Одессе оперную певицу, которая была замужем за своим троюродным братом де-Рибасом. Это известная "Мара" де-Рибас. Она имела сына и дочь. Боюсь, что это сын и был знаменитым чекистом. До революции он был католиком, Вальтером де-Рибасом, после революции перекрестился и стал вдруг Терентием – очевидно, в честь своего прадеда по матери Терентия Яхненко. Записался же в крестьянские сыновья потому, что чекистом ему, конечно, неудобно было быть "из аристократов". Вот так круг замкнулся".

И верно, Онуфриевка от нас недалече, через область, но с чего бы отцу Терентия, судя по отчеству сына – Дмитрию, срываться с "насиженных мест", уподобляясь перелетной птице? Впрочем, давайте предоставим слово официальному документу, а именно автобиографии, собственноручно заполненной Терентием.

Из нее мы узнаем, что будущий комиссар все же "родился в Онуфриевке, в семье богатых крестьян. Учился в Кременчугском реальном училище, но был арестован во время выпускных экзаменов в 1904 году. Экзаменов не держал, с семьей порвал. В 1910 году женился на Нине Ивановне Рождественской – профессиональной революционерке, секретаре окружной партийной организации".

И о происхождении фамилии чекиста. Уже упомянутый нами ранее автор Письманик приводит следующее разъяснение, данное ему Терентием: "Неверно фамилию мою знаменитую произносите. Скорее всего, надо: Дери-бас. Видать у какого-то предка моего голос дюже зычный был, истинно запорожский"…

Из БСЭ мы узнаем, что Терентий Дмитриевич Дерибас родился в местечке Онуфриевка, ныне Кировоградской области 9 апреля 1883 года. Умер же 22 августа 1939-го, и сам год его смерти может многое подсказать понимающему читателю. Профессиональный революционер, Дерибас вступил в партию в 1903 году, активно участвовал в революции 1905-1907 г.г. Неоднократно арестовывался, был в ссылке. К Октябрьским событиям руководил большевистской организацией г. Троицка Оренбургской области. В 1918-19 г.г. воевал против белоказаков и белочехов, возглавлял политотдел дивизии. В 1920-м направлен в органы ВЧК, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. С 1929 г. – в органах ОГПУ-НКВД на Дальнем Востоке. Избирался в члены ЦК ВКП(б), в 1935-м – комиссар госбезопасности 1-го ранга, член коллегии ОГПУ. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. Этим сообщением энциклопедия и ограничивается; более же подробно о деяниях и закате карьеры чекиста нам расскажут другие источники.

Некоторые детали, касающиеся биографии Дерибаса, мне любезно сообщил доцент истфака ОГУ Иван Калмакан (ныне покойный). Так, в частности, Иван Кириллович обнаружил, что Терентий быстро освоился в "органах" и уже через год стал помощником начальника, а вскоре и начальником секретного отдела ВЧК-ГПУ. А в конце 1921 года партия доверила молодому чекисту весьма ответственное задание – надзор за лидером ЦК партии левых эсеров (еще недавно союзников большевиков) Спиридоновой, которая к тому времени уже дважды задерживалась за "антисоветскую деятельность".

По-видимому, это был первый случай, когда Терентий Дмитриевич обнаружил редкую способность "бить своих". Уже в 1923 году товарища Дерибаса направляют в Одессу с целью "разобраться" с руководителями местного отдела НКВД, который в ту пору фактически представлял собой "крышу" для уголовного элемента (подробно об этом см. у В. Лебедева, "Совершенно секретно", №12 за 1998 г.). Здесь "ревизор" быстро выявляет коррумпированных "коллег" и выходит на крупнейшего одесского контрабандиста Нафталия Френкеля. Тот предлагает Дерибасу огромную взятку; чекист для вида соглашается, а на самом деле ведет тонкую игру, докладывая о ее развитии непосредственно Дзержинскому. Результатом становится арест всей верхушки Одесской ЧК и контрабандиста № 1; впоследствии все (кроме Френкеля) расстреляны.

Выясняется, однако, что этот визит в Одессу был для Терентия Дерибаса не первым. Оказывается, революционер уже "бывал в Одессе, и на своей улице жил, даже в том самом доме (некогда принадлежавшем Феликсу де-Рибасу, - авт.). Только, увы, в подвале: у сапожника скрывался от царской охранки в 1906 году".


Од прародитеља до унучад

Остали језици