Максим Сергеевич Тулинов b. 1682 d. > 1763
Из пројекта Родовид
Рођени род | Тулиновы |
Пол | мушки |
Цело име (рођено) | Максим Сергеевич Тулинов |
Родитељи |
Догађаји
1682 Рођење:
1708 Рођење једног детета: ♂ Василий Максимович Тулинов [Тулиновы] b. 1708 d. > 1763
> 1763 Смрт:
Напомена
Строительство российского флота на территории Воронежского края в конце ХVII – начале ХVIII веков вызвало к жизни новую формацию землевладельцев, выдвинувшихся из «работного люда» и впоследствии получивших дворянство. Казенный мастеровой Максим Тулинов (1682 – после 1763), выходец из Тулы, основал в Воронеже и вокруг города целую сеть суконных мануфактур. Уже в середине ХVШ века его семья владела усадьбами в городе Воронеже, селах Рамони, Чертовицком, Хлебном, Парусном, Бор. Имение под Воронежем в селе Чертовицком было приобретено Василием Максимовичем Тулиновым (1708 – после 1763) в 50–60-е годы ХVIII века. Следующим владельцем имения стал коммерции советник Василий Васильевич Тулинов (1738–1813). На рубеже ХVIII–ХIХ веков имение в селе Чертовицком было невелико: здесь насчитывалось 104 души мужского пола крепостных крестьян. В 1813 году, после смерти отца, имение перешло в совместное владение братьев Якова и Василия Тулиновых, людей весьма известных. По делу «О выдаче на имение свидетельства» за 1825 год мы можем проследить, что в селе Чертовицком у Тулиновых дворовых людей значилось четыре человека, крестьян – сто человек, что было учтено в седьмой ревизии. Земли же при селе Чертовицком в чрезполосном владении до 2000 десятин. Ревизские сказки от 16 апреля 1835 года показывают, сколько у «помещиков коллежского асессора и кавалера Якова, и майора и кавалера Василия Васильевичей Тулиновых в селе Чертовицком дворовых людей и крестьян». Дворовых людей мужского пола – 7 человек, женского пола – 4 человека, а крепостных крестьян насчитывалось мужского пола – 167, а женского пола – 181 человек.
В списке дворян, внесенных в родословную книгу, мы встречаем: коллежского асессора Якова Васильевича, жену Екатерину Ивановну (в девичестве Ростовцеву) (1788–1822), детей: Василия, Елизавету, Анну; и майора Василия Васильевича, жену Марию Ивановну (в девичестве Дубенскую) и дочь Елизавету. Все они занесены в шестую часть дворянской родословной книги и утверждены указом Департамента герольдии Сената 10 июня 1853 года, № 3787. <....> .
Капитан в отставке Тулинов И. И. (1754-1827) в конце XVIII - первой четверти XIX века владел, по информации Л. Образцовой, 1000 десятинами рамонской земли и 600 крестьянами. Его предками были служилые люди, выходцы из Тульских мест. В частности, в «Писцовой книге» 1629 года указывается, что в Воронеже, в слободе беломестных атаманов и казаков, жили своими дворами атаман Томилка Тулнин (по соседству с атаманом Терехом Веневитиновым) и беломестный казак Левко Туленинов. В 1726 году потомок одного из них купец Максим Тулинов вместе с воронежскими дворянами Фаддеем Веневитиновым, Иваном Титовым, Парамоном Лосевым и Марком Плотниковым, а также купцами Потапом Гардениным, Петром и Клементием Сахаровыми взяли в аренду Тавровскую казенную суконную фабрику. По договору с мануфактур-коллегией, они обязались увеличить количество станков на фабрике от 20 до 50 и производить сукно лучше солдатского, за что были освобождены от пошлины на 10 лет. На этом деле, поставляя сукно для армии, Максим Тулинов приобрел значительный капитал. В дальнейшем его потомки, в том числе и Иван Иванович, продолжили начатое им суконное производство.
Строительство военных кораблей на Воронежской верфи началось в 1696 году с прибытием в Воронеж Петра [5]. Все корабельные лесные массивы у реки Воронеж царь приказал отобрать, а самовольные вырубки дуба и осины были запрещены под страхом смертной казни. Лес был разделён между кумпанствами с указанием бережного отношения к нему. Следить за выполнением этих поручений Петр I велел Антону Лаврентьевичу Веневитинову, который все свитки с распоряжениями не уничтожал, а складывал в архив. В конце XIX века его потомок, Михаил Алексеевич Веневитинов нашёл их в доме и опубликовал в книге «Из воронежской старины», которой и сейчас пользуются учёные. Брат А. Л. Веневитинова Фадей Антонович Веневитинов в 1726 году вместе с воронежскими купцами Потапом Гардениным, Максимом Сергеевичем Тулиновым и братьями Поставоловами взяли в аренду государственную суконную фабрику, которая располагалась в Таврове. Фабрика впоследствии обанкротилась, но Максим Сергеевич Тулинов успел заработать на этом большие деньги [11], что в будущем дало ему возможность с 1729 года владеть в Воронеже большой сукновальней.
Наше село взяло свое название от купеческого рода фабриканта Тулинова.
Родоначальником династии стал тульский выходец Максим, сын Сергеев (1682 г. р.). Он принадлежал к казенным мастеровым, то есть к тем государственным крестьянам, которые отбывали повинность не в поле за сохой, а на мануфактуре за станком. У Максима даже собственной фамилии не было, и по первоначальному месту жительства, его называли Тулениновым, то Тулиновым. Последняя форма, в конце концов, закрепилась навсегда.
За свое рабочее умение Максим Сергеевич был отмечен изрядно: его освободили от крепостной зависимости, и стал он вольным посадским человеком: теперь можно заводить свое дело. В 1725 году Максим Тулинов со товарищи подал прошение в Петербургскую магистр – коллегию, что «мы сообща хотим взять в наймы казенную суконную фабрику». В 1726 году было получено разрешение. Артель просуществовала до 1729 года, Максим Тулинов владел большой сукновальней. Дела шли в гору.
Интендантство заказывало сукна все больше и больше: оно шло на мундиры и шинели. Тулиновы прочно укрепились, продукция их имела стратегическое назначение.
В царствование Екатерины II Тулиновы почитались тогда за купеческую верхушку и имели существенные привилегии.
Они даже не были подвластны местному суду, с ними разбиралась непосредственно мануфактурная коллегия. Преимущество рода Тулиновых было в том, что накопленное долго не делилось между членами семьи. У Максима Сергеевича был единственный наследник Василий Максимович, который получил солидную недвижимость и наличные деньжата. У Василия Максимовича было трое сыновей Яков (1730), Иван (1733) , Василий (1738). Нужны были новые земли для строительства мануфактурных фабрик, и Яков Васильевич Тулинов перебрался на Тамбовщину.
В середине XIX века тулиновским фабрикантам даются дворянское происхождение и герб. Яков Михайлович Тулинов с матерью Прасковьей и сестрой Наталией были включены в число древних благородных родов Тамбовской губернии. У Якова Михайловича было трое детей: дочери Вера и Софья, сын Иван. Иван ослушался родителей (женился на крестьянке из села), был лишен наследства и дворянства. В1877 г. умерла Софья. Хозяйкой Тулиновки стала Вера Яковлевна Тулинова, которая была замужем за помещиком в чине полковника, Николаем Николаевичем Рогозой. Смерть сестры сильно повлияла на дальнейшую жизнь Веры. Она строит детский приют, монастырь для девочек. 28 августа 1881 года в селе состоялись торжества по открытию женского монастыря во имя святой Софии. Старожилы вспоминали, что Тулиновка стала самым красивым местом в губернии. Вера Яковлевна приказала всем жителям села у дворов посадить цветы.
В 1884 году скоропостижно скончался Н. Н. Рогоза. ...Фабриками управлял Роберт Эрнестович Мунд. В 1906 году село Тулиновку постигла большая беда, возник пожар, который уничтожил 80% деревянных домов. В. Я. Рогоза оказала помощь погорельцам. Число жителей в Тулиновке уже к 1911 г. возросло до 1078 человек, а домохозяйств до 300.
Фабричное производство в Воронеже в настоящее время направлено только на одну отрасль, именно: на табачное производство; - суконные же фабрики, существовавшие с древнейших времён и имевшие историческое значение для Воронежа, упадая постепенно, наконец и совершенно прекратили свои деяствия. Суконные фабрики в Воронеже возникли ещё при Петре. В 1704 г. для снабжения войск он положил в Таврове начало казённой суконной фабрике. Потом, когда мануфактур-коллегия приняла в основание своих действий принцип возбуждения частной предприимчивости, то в 1723 г. опубликованы были регламентом значительные льготы тем, кто решится заводить частные фабрики и мануфактуры. На этот вызов в «1725 году, февраля 12-го, Воронежские дворяне: Фадей Веневитинов, Иван Титов, Парамон Лосев, Марк Плотников, да купеческие люди: Потап Гарденин, Пётр да Клемен Сахаров, Максим Тулинов, доношением объявили в мануфактур-коллегию, что они сообща в артели имеют охоту взять казённую суконную фабрику, состоящую в Тавровской крепости, в собственное своё содержание, не требуя никакой от коллегии помощи, и даже с обязательством размножить оную. На сие доношение в 1725 году, по резолюции Высокого Сената, велено оным просителям просимую фабрику отдать навсегда, с обязательством, чтобы размножить оную от 20 до 50 станов и капиталу положить до 10 т. р., а самим инструмент покупать без платежа пошлин на 5 лет; но чтобы сукно делать свыше солдатского, то позволено таковые сукна продавать 10 лет беспошлинно».
Од прародитеља до унучад